Пользовательское соглашение, политика конфиденциальности и согласие на обработку персональных данных
политика конфиденциальности
Сфера электронной торговли в России становится все более популярной, но не все владельцы малого и среднего бизнеса уделяют должное внимание юридической стороне вопроса при создании своего сайта. Взаимодействие с пользователями регламентируется законом о рекламе, защите персональных данных и другими нормативными документами, принятыми на федеральном и международном уровне. Как оформить пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и согласие на обработку персональных данных для сайта, для чего это нужно и какие риски могут возникнуть при их неправильном составлении – обо всех этих юридических тонкостях рассказывает юрист по информационным правам патентного бюро

Пользовательское соглашение – это документ, основным назначением которого является урегулирование договорных отношений между владельцем сайта и его посетителями. Оно необходимо всем, кто оказывает услуги или реализует товары в сети Интернет, собирает пользовательские данные, предоставляет доступ.
Разработка и опубликование на сайте пользовательского соглашения позволяет владельцу сайта:
  • защититься от неправомерных действий пользователей;
  • снизить юридические риски, связанные с претензиями от ФАС, Роскомнадзора, судебными исками и убытками;
  • защитить права на контент, размещаемый на сайте;
  • юридически закрепить права и обязанности посетителей сайта.

Пользовательское соглашение должно быть доступно для ознакомления на сайте до получения услуги. Пользователь также должен иметь возможность загрузить его. Оно обладает такой же силой, как и любые другие виды договоров. Невыполнение его условий может повлечь за собой негативные юридические последствия.
Пример. В 2020 г. Арбитражным судом уральского округа рассматривался иск от ООО «Трансхолдинг» к индивидуальному предпринимателю К.Е.Е. ООО предоставляет услуги по транспортировке грузов на сайте, работающем по принципу биржи. ИП зарегистрировался в данном информационном сервисе, получил договор-заявку и предоставил транспорт с водителем для осуществления грузоперевозки. После транспортировки грузополучатель обнаружил недостачу груза на сумму более 60 тысяч рублей. Ответчик – индивидуальный предприниматель К.Е.Е. отрицал в суде заключение договора на транспортировку. Однако регистрация на сайте, согласно условиям пользовательского соглашения этого Интернет-ресурса, является акцептом оферты. Поэтому суд пришел к выводу, что ИП выразил согласие со всеми условиями соглашения и должен возместить ответчику все убытки (дело № А60-44322/2020).
Основное содержание пользовательского соглашения
Содержание пользовательского соглашения зависит от типа Интернет-ресурса и целей его владельца.
Например, для медиа, открытого для публикации гостевых материалов, или для отзовика наиболее важными будут:
  • Статус контента на сайте.
  • Ответственность пользователя, разместившего неправомерную информацию, например, клевету.
  • Соблюдение требований законодательства об авторском праве.
  • Описание способов, которыми пользователь может использовать контент, размещенный на сайте (только здесь или на сторонних ресурсах, в рекламе; необходимость указания ссылки на источник и автора), а также запрещенные виды деятельности.
  • Способы регистрации учетной записи.

  • Объем, в котором будет производиться обработка персональных данных
Если же сайт представляет собой доску объявлений, то самым значимым будут условия, которые оговаривают порядок взаимодействия пользователей – каким образом одна сторона размещает свое объявление, а другая реагирует на него. Эти пользовательские соглашения, приведенные в примерах, будут значительно отличаться друг от друга.
Однако можно выделить несколько общих составляющих, которые должны быть описаны во всех пользовательских соглашениях:
  • права и обязанности сторон;
  • ограничение ответственности владельца сайта;
  • момент акцепта – когда пользователь соглашается с условиями;
  • положения по защите персональных данных.

Дополнительно в пользовательском соглашении могут быть указаны:
  • Технические требования к устройствам для возможности использования сервиса и исполнения обязательств со стороны его владельца.
  • Способы верификации пользователя – необходимость предъявления официальных документов, удостоверяющих личность; согласие на проверку по сторонним базам данных.
  • Способы разрешения конфликтных ситуаций, политика возврата товара, гарантийная политика и другие условия.